Почему цифровизация — это «новая нефть»: Интервью с Юлией Погасий

12.10.2023 в 16:03

Забудьте о временах, когда нефть была королевой. Сейчас, в эпоху, когда
каждый клик, каждый пост в Instagram* может изменить ход истории, и
когда искусственный интеллект становятся не просто словом из научной
фантастики, но и частью нашей повседневной жизни, коммуникационные
технологии превращаются в настоящее цифровое золото.

Это не только о технологиях, это о том, как мы соединяемся, взаимодействуем
и, возможно, как будем жить в будущем. В этом погружении в мир, где
технологии и человеческие связи переплетаются, создавая новые горизонты,
мы обсудим ключевые моменты с инвестором, Юлией Погасий. В одной из
последних статей ее анализ текущего состояния отрасли связи в России
вызвал настоящий резонанс. Именно поэтому мы решили углубиться в эту
тему, забравшись в самое сердце цифровой революции, чтобы узнать,
что нас ждет дальше.

Цифровая революция преобразовала многие аспекты нашей жизни.
В чем, на ваш взгляд, ключевые изменения для бизнеса и общества?

В нашем обществе происходят фундаментальные изменения, и, как и во
всем, это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если
говорить о негативных моментах, то конечно следует сказать об
одиночестве современного человека. Интернет, мессенджеры и социальные
сети заменяют живое общение и создают иллюзию реального присутствия
окружающих в своей жизни, ведь можно практически непрерывно наблюдать
за одноклассниками, знакомыми и друзьями, при этом не встречаться с
ними годами и годы эти могут пролетать совершенно незаметно.

Также стоит сказать про влияние на здоровье. К примеру резкое падение
зрения происходит за счет длительной ближней фокусировки, когда мы
долгое время не меняем дистанцию между экраном и глазами, и синего
света дисплея, которое уступает в агрессивности лишь ультрафиолетовому
излучению. И мне кажется, что производителям смартфонов следует стремиться
к более щадящим для зрения технологиям и заботиться о потребителе в
большей степени.

Не менее важным изменением в обществе является и то, что система
образования совершенно не успевает за быстро меняющимся миром, так,
любому абитуриенту сегодня нужно очень ответственно подходить к выбору
своего образования, потому что, когда он выйдет из университета, возможно
специальности, которой он обучался уже не будет. Технологии постепенно
замещают различные профессии, и очень важно отслеживать как те или иные
инновации влияют на сферы деятельности. Самый банальный пример, который
наверно все заметили — это кассиры, которых становится все меньше и
меньше, собственно эта специальность уже практически изжила себя, а
таких примеров масса. Или тот же ChatGPT, который отлично выполняет
свою работу и в этой связи уже совсем скоро первичные аналитические
специальности также станут не нужны. Нельзя недооценивать влияние
технологий на смену формы в бизнесе и изменение системы кадровых
задач.

Да, я обратила внимание на негативные моменты, однако это не значит,
что все пропало. Мир всегда менялся и сейчас продолжает меняться,
посмотрите, за последние 150 лет мы пересели с лошадей на электромобили,
и это совершенно нормально. Важно не забывать об этом, быть гибким,
стараться самому соответствовать всем изменениям и понимать, что все
это – движение вперед. Не ныть и страдать от того, что все плохо, а
меняться вместе со временем, под время, и порой даже опережать его.

Если же говорить про изменения, которые затрагивают бизнес, то,
конечно, нужно сказать об автоматизации, которая дает массу плюсов
так как очень много проблем связано с человеческим ресурсом. У
автоматизации и роботизации не бывает плохого настроения, не бывает
неправильно принятого решения, это просто чёткие и заранее определенные
алгоритмы, которые необходимы бизнесу, а ко всему прочему, это еще и
более точные и быстрые расчеты. Вот, к примеру, есть одна достаточно
известная компания, не буду называть ее имя, и ее финансовый департамент
до автоматизации состоял из 450-ти человек. После — сократился до 12
специалистов, при этом, скорость и точность предоставления отчетности
возросла в разы. А вы только представьте, как сложно было организовать
работу 450 сотрудников, сколько это влекло за собой проблем, вдруг
кто-то ошибся или что-то упустил. Автоматизация для бизнеса — это
огромная оптимизация средств и человеческих ресурсов.

Благодаря технологиям все меняется очень сильно, и все идет к тому, что
в принципе какие-то функции уже в обозримом будущем станут просто не
нужны. И здесь важно понимать, что это не какой-то всемирный заговор
и людей хотят уничтожить, на самом деле это просто очередная смена
парадигмы жизни, смена времени, и это нормально.

Как вы считаете, почему информация и коммуникации стали таким
ценным ресурсом в современном мире?

Я думаю, что коммуникация, а именно умение находить общий язык и
договариваться, всегда было ценным ресурсом, так как являлось залогом
успеха в процессе построения любых взаимоотношений. Я не знаю таких
времен, когда бы дипломатия не ценилась, потому что все люди разные,
у каждого имеется какой-то уникальный опыт, свои собственные интересы,
и, зачастую не так просто объяснить двум людям, что им выгоднее
сотрудничать, чем заниматься чем-то по одиночке.

Что же касается информации, то перемены в экономике и бизнесе,
произошедшие за последнее десятилетие, затронули уже устоявшиеся
модели, и теперь практически вся коммерческая деятельность выстраивается
вокруг информации и обработки больших данных. Это позволяет персонализировать
рынок продуктов и более точно формировать спрос под конкретного клиента.
Примечательно еще и то, что информационные технологии создают вокруг
себя новые рынки, как например, облачные решения, хранение или
обработка данных и др.

Искусственный интеллект становится все более влиятельным в сфере
коммуникаций. Какие перспективы и вызовы это создает для отрасли
связи в России?

Да, использование искусственного интеллекта встречается все чаще, однако
если говорить именно о Российской индустрии связи, то нужно понимать,
что в первую очередь речь идет о создании необходимой для его применения
инфраструктуры. А это не только сами базовые станции, но и вся
технологическая сеть, которая позволяет обеспечивать их корректную
работу и все необходимое взаимодействие, это ядра, софты и т.д. И
только после развертывания инфраструктуры на должном уровне, можно
приступать к полноценному внедрению ИИ.

Сейчас на простом примере, я покажу один из способов применения
искусственного интеллекта в области коммуникаций: чаще всего установка
базовых станций происходит на определенном удалении друг от друга и
учитывает плотность населения, при этом расчет делается на то, что на
каждую базовую станцию идет определенная усредненная нагрузка. Искусственный
интеллект в данном случае позволяет точно анализировать какое кол-во
пользователей задействовано на каком участке, и самостоятельно
перераспределять загруженность. Допустим, каждая стандартная базовая
станция способна в среднем обрабатывать 1000 абонентов одновременно,
но в моменте, может получится так, что нагрузка на одну составляет 3
человека, а на другую 3000. В этом случае взаимодействие станций
заключается в том, что они отправляют всю эту информацию, сопоставляют
и распределяют мощности в зависимости от необходимости и того как
ситуация выглядит с точки зрения статистики.

Сейчас такие базовые станций производит Huawei, но и наши российские
специалисты понимают, как это работает и в каком направлении нужно
двигаться. Однако мы отстаем шагов на 10, и нужно не забывать, что
все это может быть возможно только после внедрения технологии 5G.

Что вы скажете о датафикации и ее влиянии на бизнес и потребителей?

Благодаря современным технологиям бизнесу становится в разы понятнее
как быстрее дойти до конечного покупателя. За счет обработки больших
данных можно очень точно находить подход к решению любых задач. Это
касается всего, например, датафикация позволяет прогнозировать
потребительский спрос при производстве новых продуктов, систематизировать
статистику социальных сетей, информацию о посещении веб сайтов и
сопоставлять ее с большим количеством показателей. Big Data дает
возможность оптимизировать множество процессов, сервисов и услуг
и обеспечивает серьёзный скачок в области машинного обучения.

На людей же это влияет двояко, с одной стороны, например, персонализированная
реклама — это очень удобно, с другой, зачастую выглядит слишком навязчиво
или даже пугающе. Плюс ко всему психике очень сложно справиться с
навалившимся обилием различной информации, что естественно может
привести к не самым приятным последствиям. Поэтому очень важно не
забывать о цифровой детоксикации, и, хотя бы иногда давать себе
отдых от мобильного телефона.

С учетом глобального перехода к 5G и перспектив 6G, какие
конкретные бизнес-модели или инновации вы ожидаете увидеть
на российском рынке?

Нужно объективно понимать, что Россия сейчас столкнулась с серьезными
вызовами, в каком-то плане это можно даже назвать кризисом. Из-за санкций
нам сейчас недоступны передовые технологии, и тут есть два пути, или
оставаться в той же точке, или так или иначе совершать технологический
прорыв. Учитывая возможность человеческого потенциала нашей страны,
второй вариант более чем возможен. Поэтому я уверена, что при правильном
выстраивании взаимодействия с рядом азиатских стран у нашей страны есть
огромные перспективы для создания интересных продуктов не только для
внутреннего рынка, но и для мирового. Если ориентироваться на инновации
исключительно для внутреннего использования, то это априори ограничивать
себя и вступать в конкуренцию с рядом стран, где эти технологии уже
отработаны, в связи с этим конкурировать с ними очень сложно, например,
конкретно с Китаем по многим позициям это просто невозможно. Но если ты
делаешь продукт, который нужен всем, и он лучший в мире, то сразу
открываешь себе безграничные горизонты и большие глобальные рынки.
Собственно, это и есть правильная модель выстраивания экономики.

Недавно в одном из СМИ была опубликована статья о том, что
российским операторам связи не хватает базовых станций и они
рассматривают китайское оборудование «третьего эшелона». Как
вы считаете, это влияет на развитие отрасли связи в России?

Это очень сложный вопрос, на сегодняшний день вся инфраструктура связи
в России выстроена в основном на продукции компании Huawei, в меньшей
степени Nokia и Ericsson. Эти производители сейчас не поставляют свое
оборудование на российский рынок, и с одной стороны это отличная возможность
для того, чтобы создать собственное производство хотя бы базовых станций.
С другой — гигантская задача, потому что пропасть между нами и Huawei
исчисляется «в сотнях световых лет» и миллиардных бюджетах.

Еще одной большой проблемой является человеческий ресурс, так, если
собрать всех специалистов, кто умеет что-то делать в этой области, то
их общая сумма составит не более 3000 человек разбросанных по всей
России и работающих на разных предприятиях. Это также мешает сокращать
отставание и наладить эффективное производство не только «железа»,
базовых станций, но и вообще всей инфраструктуры.

Что же касаемо того, что сейчас некоторые азиатские компании хотят
зайти на российский рынок, то это совершенно понятно. Всё-таки рынок
коммуникаций в России достаточно интересный и составляет порядка 110-150
тысяч базовых станций в год. Это большие бюджеты, но нужно понимать, что
это оборудование «третьего эшелона» и частоты на которых оно работает,
могут отличаться от необходимых, в результате далеко не факт, что это
оборудование будет здесь отлично работать.

Выход из этой ситуации я вижу следующим образом, я думаю, что здесь
нужна коллаборация всех этих азиатских производителей с исключительно
отечественными компаниями, которые уже понимают внутреннюю кухню этой
огромной инфраструктуры. Т.е. самостоятельно «с наскока», зайти будет
очень сложно, это не так просто взять прийти и начать продаваться. Так
что так или иначе придется договариваться.

Как это все реально отразится на рынке связи в России зависит от того
какой именно способ взаимодействия выберут отечественные и китайские
коллеги. Но очевидно, что здесь единственно возможным путем является
объединение, интеграция и совместное предприятие, а по одиночке на
этот рынок заходить просто бесполезно и практически невозможно.

Можете ли вы привести примеры компаний или технологий в России,
которые сейчас являются новаторами в отрасли связи?

Да, конечно, за последние годы количество компаний, которые можно
отнести к новаторам в области связи значительно выросло, есть
качественные производители антенн, есть специалисты в области
микроэлектроники или чипов, очень много всего.

Однако я бы хотела выделить в первую очередь «Лабораторию
инфокоммуникационный сетей» базирующуюся в Санкт-Петербурге,
эта компания способна предложить полный комплекс по созданию и
эксплуатации новых сетей и имеет ряд отличных разработок. Или
«Неорос» специализирующуюся на разработке и производстве высокоточного
оборудования. Возможно наименования этих компаний пока еще ничего не
говорят широкой публике, но я уверена, что в ближайшем бедующем это
изменится. Кроме того, можно отметить еще несколько предприятий,
таких как «Булат», Yadro и «Протей», и что важно еще отметить
— это далеко не все представители отрасли связи в России.

Какие факторы больше всего влияют на инвестиционный климат
в отрасли связи в России?

В первую очередь здесь нужно понимать политику государства, базовые
станции и связь – это стратегически важные направления, которые частный
инвестор никак не отрегулирует без согласования с видением и вектором
руководства страны. И когда правительством будут определен четкий курс
движения и путь, по которому мы все пойдем, тогда уже проще будет говорить
про инвестиционные возможности для частных инвесторов. Например, будет
определено, что мы все производим сами, и также обеспечено контарктовавние,
чтобы не только произвести продукцию, но и полноценно выйти в серийное
производство. Вот тогда инвестор увидит, что есть компания, которая
интегрирована в часть государственной системы, и ему проще будет
принимать решение.

А пока это все не определено и выглядит довольно расплывчато. Да, потенциал
рынка огромный, но будет ли достаточно поддержки и справимся ли мы
полностью с задачей создания собственной инфраструктуры связи,
сможем ли стать российским Huawei в итоге лет через 10 при правильной
и слаженной работе — покажет время.

Ваши рекомендации для российских компаний, стремящихся
адаптироваться и процветать в этой новой цифровой эпохе.

Я бы посоветовала не ориентироваться на российский рынок потому, что
все уже давным-давно переплетено очень плотно и здесь представлены
китайские, тайванские, европейские и американские разработки и, если
вы хотите сделать что-то действительно новое и интересное, то нужно
конкурировать с мировыми производителями и стараться сделать что-то
лучше для мирового рынка. Лучшее по цене, качеству и характеристикам,
и если вы выполните эту задачу, то автоматом сможете продавать свои
продукты в России, а также перед вами открываются намного более
широкие возможности.

* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена
в России как экстремистская.

         
MosПресса