Эксперты: либерализация ОСАГО в большинстве зарубежных стран оказалась выгодна клиентам

25.12.2018 в 13:47

Большинство европейских стран уже давно живет в условиях свободного тарифа ОСАГО,
при этом Россия пока только готовится к либерализации цен. Исследовательский
холдинг «Ромир» опросил международных экспертов по страхованию о том, как у
них в странах проходили этапы либерализации обязательного страхования автомобилей,
и как это повлияло на цену полисов.

Опрос показал, что в большинстве стран тарифы в результате их освобождения
снизились на несколько десятков процентов.

Фото: из открытых источников

Позитивный опыт либерализации тарифов ОСАГО демонстрируют Великобритания, Германия,
Хорватия, Польша, Франция и Китай. Несмотря на то, что формирование свободного
тарифа на рынке автострахования в этих странах было запущено в разное время, они
демонстрируют положительную динамику в ценообразовании.

Дерегулирование тарифов ОСАГО привело к тому, что страховщики начали конкурировать
друг с другом по цене, в результате чего средняя стоимость полиса начала снижаться.
В Хорватии зафиксировано самое значительное падение в цене – на 40%. Для достижения
таких же результатов в России, хорватские эксперты считают, что в РФ необходима либо
полная либерализация, либо частичная, когда правительство или надзорные органы все
же устанавливают нижнюю границу тарифа, в остальном давая страховым компаниям свободу.

Контроль над тарифами нужен, чтобы мелкие страховщики не демпинговали, а набор услуг
страховщиков должен быть одинаковым, советуют хорватские эксперты.

Также эксперты из Великобритании, Германии и Франции подчеркивают необходимость более
дифференцированного подхода к расчету индивидуального тарифа для каждого водителя.
В Германии, например, список коэффициентов был расширен до 30: регион проживания
водителя, класс автомобиля, возраст водителя, его профессиональная занятость,
число людей, использующих автомобиль и т.д. Для сравнения, в России пока для
расчета стоимости ОСАГО применяется всего восемь коэффициентов.

Наиболее успешный кейс либерализации тарифов принадлежит Швейцарии: цены для
клиентов в результате освобождения тарифов снизились на 10%, а страховые выплаты
выросли. Тарифы формируют страховщики, но по правилам, установленными ASA
(Швейцарская страховая ассоциация),есть и свобода ценообразования с
возможностью предоставления скидок до определенного уровня.

Что касается ценовой политики в Швейцарии, то она может меняться в течение года
в зависимости от дохода компании, доступной статистики, рынка. Компании, как правило,
снижают цены, когда им нужно увеличить объемы своих портфелей. Как объем увеличивается,
компании пересматривают цены, что происходит 3 или 4 раза в год. При этом необходимо
отметить, что изменение тарифов несущественно для существующих клиентов.

По данным экспертов Швейцарии, залогом успеха реформы стала масштабная
информационно-разъяснительная кампания среди населения. Общество демонстрировало
положительное отношение к реформе, а кроме того, этот процесс показал пример
успешного сотрудничества бизнеса и правительства.

Исключением является опыт Италии. Ввиду высокого уровня мошенничества со
страховкой (он растет ежегодно), цены на автострахование в ней держаться на
стабильно высоком уровне. Эксперты отмечается, что либерализацию в Италии нельзя
назвать полной: компании могут устанавливать собственные тарифы, но должны представлять
их регулирующим органам на утверждение. При этом параметры тарифных факторов чрезвычайно
многообразны. «Сегодня параметры настолько различаются в разных страховых компаниях,
что они позволяют компании страховать только голубоглазых людей, потому что согласно
их статистике, голубоглазые люди менее подвержены несчастным случаям, чем люди с
зелеными глазами», — поясняет эксперт из Италии.

Напомним, что первый этап либерализации тарифа в России предполагает расширение
тарифного коридора на 20% вверх и вниз. Второй этап — законодательные изменения:
планируется отказаться от учета в расчете цены ОСАГО мощности машины и территории
ее использования и расширить коридор еще на 40% в обе стороны для установления
более справедливого и индивидуального тарифа.

         
MosПресса