Отечественный автопром столкнулся с проблемами временно, ведь достижения в этой сфере у России были и обязательно будут еще
Первый специализированный автомагазин в СССР открылся уже через три года после окончания Великой Отечественной войны (в начале осени 48-го года). В «свободную» продажу в автомагазине на улице Бакунинской в Москве поступили автомобили «Москвич-401» — «народное» авто за 9 тысяч рублей, гордость отечественного автопрома — ГАЗ М-20 «Победа» за 16 тысяч рублей и очень дорогой ГАЗ-12 ЗИМ по неподъемной тогда цене в 40 тысяч рублей за штуку.
При этом первый эскиз «Победы» появился еще в довоенные годы. Создал его профессиональный художник и график Валентин Бродский, прикомандированный к Горьковскому автозаводу в середине тридцатых годов. Именно этого человека считают первым советским автомобильным дизайнером. Эскиз Бродского с минималистической формой кузова с обрезанными крыльями получился революционным для того времени: тогда все легковые автомобили, производимые на Западе и в Европе, конструировались с выступающими «крыльями», а их кузов, обвешанный всякими декоративными элементами, мешал аэродинамике. Предложив обтекаемый бескрылый кузов с покатой задней частью, Бродский определил направление автодизайна будущего: такая форма кузова быстро разошлась по всему миру, получив название «понтонная».
Это было в 1938 году, а уже через два года – осенью 1940 года Бродского призвали в армию, где он прослужилв бюро Балтийского флота переводчиком всю Великую Отечественную войну. Вернувшись с фронта, дизайном автомобилей он больше не занимался, а продолжил изучать искусство, рисуя, и преподавая в институте живописи в Ленинграде.
Горьковский автозавод с началом ВОВ перешел на военные рельсы, но уже в 1943 году, буквально на следующий день после победы советских войск под Сталинградом, руководство завода вернулось к прежним планам по массовому выпуску легковых автомобилей в СССР. Завод располагал всеми ресурсами: лучшими инженерами, художниками, конструкторами и западными образцами для изучения и заимствования опыта, среди которых былOpel Kapitan, считавшийся лучшим в своем классе (у него советский автопром заимствовал конструкции передней подвески и силовых элементов днища). Автором окончательной версии «Победы», появившейся в конце 1944 года, стал художник-конструктор Вениамин Самойлов. В продажу в СССР эта машина поступила летом 1946 года.
В годы послевоенной разрухи первые «Победы» собирались вручную, технических проблем была масса, из-за чего не обошлось без огромного количества «косяков»: «Победа» плохо разгонялась, с трудом преодолевая крутые подъемы, в салоне не было отопления, а во время дождя через щели кузова в салон попадала вода. И это — не говоря уже о том, что салон этого авто был слишком тесным для пассажиров и водителей. Поэтому уже через два года, после многочисленных жалоб, выпуск автомобиля приостановили.Тогда директора автозавода сняли с должности.
Массовое производство «Победы» возобновили спустя год, учтя все замечания, за что главный конструктор ГАЗа Андрей Липгартдаже получил Сталинскую премию. Немногим позже с конвейера сошли кабриолеты «Победа» с откидным верхом, покрытым брезентом. Этот роскошный для того времени автомобиль, который быстро «прописался» в Москве и Ленинграде, мы можем часто видеть в художественных фильмах, отснятых в СССР в 50-60-ые годы прошлого века.
Автомобиль «Победа» на Горьковском автозаводе выпускалина протяжении 12 лет, собрав их за весь период 236тысяч штук. Это был первый советскийлегковой автомобиль, который начали экспортировать, поставляя его в Великобританию, Австрию, Бельгию и Финляндию, а также — в Японию (спецсерия с отделкой салона в синем цвете). Помимо этого, собственную линию сборки советской «Победы» открыли в Польше. Последний экземпляр легендарного советского автомобиля, сошедший с конвейера в мае 1958 года, все еще хранится в заводском музее. При этом сотни таких уже ретроавтомобилей все еще «на ходу» и колесят по российским дорогам.
К разработке нового легкового автомобиля — ГАЗ-21 «Волга» — на автозаводе в Горьком приступили в конце 50-х годов.А в начале 70-х годов еще один советский автомобильный завод — ВАЗ начал выпуск автомобилей под брендом «Жигули». Первой моделью стал ВАЗ-2101, известный как «копейка». Затем с конвейеров сошла «Нива».
«Мы привыкли говорить о проблемах российского автопрома, но не о его достижениях», — комментирует эту историческую справку президент Союза Дизайнеров России, председатель жюри конкурса «Фабрика дизайна» Виталий Ставицкий. «Да, проблемы тоже существуют. Но, говоря о них, большинство спикеров забывает, что долгое время лучшие кадры, которые выпускались с кафедр автомобильного дизайна, уезжали за границу и развивали зарубежные концерны благодаря знаниям, полученным в России», — отмечает он, призывая эти самые кадры «возвращать».
По мнению Виталия Ставицкого, в РФ следует «формировать именно отечественный рынок автомобилестроения, проектировать новые транспортные средства, создавать свои уникальные решения, а, главное, давать нашим промышленным дизайнерам возможность работать в России», и при этом«не быть в позиции догоняющих, а становиться лидерами, предлагать уникальные разработки». Эксперт привел в пример российскую марку автомобилей представительского класса AURUS (ее название образовано от латинского aurum— «золото» и Russia — Россия). AURUS – свидетельство имеющихся в российском автопроме достижений, уверенглава Союза Дизайнеров России.
Он также отметил важность того, чтобы на отечественном автомобиле обязательно передвигался глава государства. «Тут сразу несколько факторов. Это не только символ страны, но и показатель тех достижений и инноваций, которые у нас имеются, и которыми мы можем гордиться. Кроме того, это символ тех возможностей, которые можно и нужно развивать», — подчеркнул Виталий Ставицкий.
«Мы на конкурсе «Фабрика дизайна», организованном Агентством креативных индустрий (АКИ), очень гордимся теми проектами, которые связаны с автопромом. У нас был очень интересный запрос от автомобильного завода ГАЗ, которому требовался прототип электрического Safety Car для проведения промомероприятий. В прошлом году в рамках трека «Техносуверенитет» наши конкурсанты создавали решения для сельхозтехники, коммунального транспорта и даже проект мини-АЗС для коммерческой сферы», — рассказал он, выразив уверенность, что «таких запросов должно становиться больше, и надо сделать все возможное, чтобы успехи на этом поприще стали не исключением, а правилом».
«Помните в мультфильме «Летучий корабль» на вопрос царя «Построишь летучий корабль?» Полкан отвечал: «Куплю». Так вот сегодня нужно строить, но с оглядкой на глобальный опыт. Автомобилей очень много, компаний тоже очень много, и потому жизненно необходимо для отрасли создавать товары, которые действительно будут превосходить все на сегодня имеющиеся аналоги. Наверное, это и есть основная задача — не стремиться за трендами, а, наоборот, формировать их и отвечать на все вызовы, которые появляются на рынке, — заключил эксперт.